История развития методики развития речи у дошкольников. - консультации для воспитателей и родителей - Каталог статей - Воспитание, образование, развлечения.
 
Четверг
08.12.2016
23:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПОТАПОВОЙ ОЛЬГОЙ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
документация, правовое обеспечение [12]
Конспекты занятий в ДОУ [22]
консультации для воспитателей и родителей [16]

На правах рекламы




Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » консультации для воспитателей и родителей

История развития методики развития речи у дошкольников.
История развития методики развития речи у дошкольников.




К.Д. Ушинский как основоположник методики развития речи.

К.Д. Ушинский (1824-1870) занимает особое место среди прогрессивных педагогов (XIX) столетия. Основные теоретические положения о роли родного языка в формировании человека он изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания»: 1.     Язык – это результат воздействия на человека объективного мира и отношение человека к нему. Язык возник из потребностей человека. 2.     Язык – это не что-то прирожденное, свойственное человеку изначально, он есть труд бесконечно долгой деятельности человечества. 3.     Язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа, который передается посредством языка последующим поколениям.
4.     Язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нем. Язык знакомит с обществом, его историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.

Эти положения являются стержнем педагогической концепции К.Д.Ушинского и определяют основные цели, разработанной им методики обучения детей родному языку:
1.     Развивать дар слова, т.е. развивать у детей способность самостоятельно выражать свои мысли.
2.     Помогать детям усваивать формы языка, выработанные как народом, так и литературой.
3.     Помогать детям практически усвоить грамматику, своеобразную логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли.

Ушинский подчеркивал, что всех этих целей необходимо достигать одновременно, а не последовательно. Чтобы осуществить все намеченные цели, он предложил целостную, стройную систему обучения родному языку: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения; показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, мышления, нравственных и эстетических чувств ребенка.

Его ученица, Е.Н. Водовозова, в 1871 г. выпустила в свет свою главную пед. работу «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», предназначенную для родителей и воспитателей. В этой книге были отражены основные взгляды на проблемы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. Вслед за Ушинским, Водовозова придерживалась принципа «народности воспитания», также была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи: сказок, потешек, песен и т.д., считая их богатейшим и ценным материалом развития речи ребенка для воспитания любви к своему языку, народу, Родине.
Ею была разработана методика развития родной речи детей, где она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, дала методические рекомендации по использованию русского фольклора. Большое внимание Водовозова придавала методам обучения родному языку, особенно беседам, ею была разработана тематика бесед, даны практические указания к проведению бесед.

Актуальность теоретических положений Е.И. Тихеевой.

В центре внимания Тихеевой была проблема родного языка. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она следовала принципу народного воспитания, который стал основой обучения родному языку. Она создала свою систему обучения детей родному языку в д/с, ведущими принципами которой являются: - деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, прежде всего, в игре, в труде; - взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием); - наглядность в обучении – язык ребенка развивается наглядным путем; - постепенность и повторность. Тихеева уделяла много внимания отбору содержания материала. Основными условиями обогащения речи она считала социальную жизнь, природу, окружающую обстановку, дидактический материал.
Тихеева была против слишком раннего обучения иностранному языку. Большой интерес представляют разработанные ею средства, методы, приемы обучения детей родному языку. Роль Флериной в создании и развитии научно-педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщения детей к культуре через восприятие художественного слова. Е.А. Флёрина выдвигала на первое место содержание речи. Самыми продуктивными методами  накопления опыта она считала наблюдения, игры, труд, эксперименты. Среди речевых задач она выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, её выразительностью, знакомство с худ. литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Флёрина создала систему работы по ознакомлению детей с х/л, приобщению их к искусству слова. Она определила значение х/л в воспитании дошкольников, выделила особенности детского восприятия лит. произведений, классифицировала детские книги  по тематике, детально разработала методику худ/чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей.
 
Основные направления исследований в области речевого развития детей

- исследование возрастных срезов – речь детей раннего возраста речь детей, поступающих в школу, и пр. (Н.М.Аксарина, Г.М.Лялина и др.). - исследование отдельных сфер языка и их отражения в речи (фонетика, лексика, грамматика, связная речь) в виде возрастных срезов, в перспективном развитии, в условиях различных влияний (Е.И.Радина, Л.А. Пеньевская, М.М.Конина, В.В.Гербова, А.М. Леушина, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, О.С.Ушакова, Н.Ф.Виноградова, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, А.М.Бородич, А.Г.Арушанова, В.И.Ядешко и др.).
- исследования речи детей в фило- и онтогенезе (Л.С.Выгодский, А. А. Лурия, Д.Б.Эльконин, А.Г.Рузская и др.).
- исследование механизмов речи в их развитии (А.Г.Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А,А. Леонтьев, А. М. Шахнорович, М.И. Попова и др.).
- исследования по видам творческой деятельности (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, О. Н. Соловьева, Н.С. Карпинская, М. М. Конина, О.В. Акулова, Л. В. Ворошнина и др.).
- исследования особенностей восприятия худ. произведений (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Л, М. Гурович, Л. А. Тагнер, А. И. Полозова, В. Н. Андросова и др.).
- исследования осознания языка и речи (Эльконин, Сохин, С. Н. Карпова, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова, Л. Е. Журова, М. М. Алексеева и др.). 
 - исследования возможностей к обучению грамоте (А. И. Воскресенская, Эльконин, Журова, Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская и др.).
Категория: консультации для воспитателей и родителей | Добавил: Olga (13.03.2011)
Просмотров: 9839 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Игровой портал
  • Инструкции для uCoz
  • Текстильный мир (магазин постельного белья и не только)
  • < Журнал Монтессори клуб Ольгаольга на сервере Стихи.ру


    Ольга Потапова 2016
    Сайт создан в системе uCoz