Переход от дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателей с детьми. - консультации для воспитателей и родителей - Каталог статей - Воспитание, образование, развлечения.
 
Четверг
08.12.2016
23:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПОТАПОВОЙ ОЛЬГОЙ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
документация, правовое обеспечение [12]
Конспекты занятий в ДОУ [22]
консультации для воспитателей и родителей [16]

На правах рекламы




Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » консультации для воспитателей и родителей

Переход от дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателей с детьми.

Переход от дисциплинарной модели к личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателей с детьми.

Доклад подготовлен Потаповой О.Е., воспитателем НЧОУ ЦИОиР школы "Возможность". 

В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Государственная политика в области образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально- финансовую поддержку школе.

Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.

Рассуждая о воспитании, Мария Монтессори говорила, что именно отдельно взятый индивид должен быть объектом  воспитания. Создать благоприятную среду для роста и проявления всех возможностей подрастающего ребенка есть главная задача педагога. По ее мнению, взрослый имеет право направить ребенка в нужном направлении, активно содействовать выявлению его особенностей и, наблюдая за ним, ждать результатов.

В настоящее время стал актуальным вопрос о переходе от дисциплинарной модели взаимодействия воспитателя с детьми к личностно-ориентированной. Гуманистические принципы и личностная направленность образования пропагандировались еще в советское время в трудах известных педагогов Сухомлинского В.А. и Макаренко А.С.

Среди известных педагогических теорий, которые следует взять за основу при рассматривании концепции личностного ориентированного образования, можно выделить метод проблемного обучения, дифференцированное обучение Дж. Конанта, систему развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и систему "гуманной педагогики” Т.А. Амонашвили. Какие аспекты затрагивает этот вопрос? Обратимся к детской психологии.

Взрослый является для ребенка организатором процесса передачи социального опыта и, несомненно, организатором предметной, информационной и духовной среды его обитания. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной.

 

 

Модель учебно-дисципли­нарная

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

 

обучение ребенка умениям и навы­кам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

 

Способы общения:

 

      наставление;

      требование;

      запрет;

      угроза, наказание

      холодное наблюдение;

      реагирование уходом;

      реагирование раздраженным неприня­тием

 

Тактика общения:

 

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

 

Результат общения:

 

подчинение, отсутствие самостоя­тельности, иногда агрессия, жесто­кость

разрыв эмоциональных связей

 

 

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком.

Личностная ориентация взаимодействия воспитателя к ребенку должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей воспитанника. Подобные концепции естественного роста были заложены ещё Ж.Ж.Руссо, развиты далее Д. Дьюи и другими педагогами гуманистами. В соответствии с концепцией естественного роста, содержание учебных планов и программ должно учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира, а практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами воспитания и обучения, ненавязчивым управлением этими процессами со стороны воспитателя. Контроль может осуществляться проведением диагностики на занятиях и в режимных моментах по личным картам воспитанников.

Теоретическая модель личностного-ориентированного подхода в детском саду включает в себя цели, задачи, особенности и дидактические принципы.

 Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

·                    обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

·                    формировать начала личности (базис личностной культуры);

·                    развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

·                    формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

·                    сотрудничество при взаимодействии;

·                    создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

·                    использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

·                    выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

·                    высказывание собственного мнения;

·                    желание достичь результата;

·                    обращение за помощью.

Результат:

·                    свобода мышления, воображения;

·                    исчезает страх;

·                    возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

·                    появляется единство физического и психического здоровья.

 

Дидактические принципы воспитания и обучения по личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка:

  • В процессе воспитания и обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к ребенку.
  • Воспитанник определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
  • В качестве основных приоритетов процесса воспитания и образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития воспитанников.
  • В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка. В свою очередь, ребенок  начинает развиваться как гармоничная личность с только ему свойственными чертами и талантами. 


 

 

Литература:

 

1.     Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.

2.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

3.     Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель»

Категория: консультации для воспитателей и родителей | Добавил: Olga (04.08.2011)
Просмотров: 13599 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Игровой портал
  • Инструкции для uCoz
  • Текстильный мир (магазин постельного белья и не только)
  • < Журнал Монтессори клуб Ольгаольга на сервере Стихи.ру


    Ольга Потапова 2016
    Сайт создан в системе uCoz