Предпосылки формирования учебной мотивации у старших дошкольников. (презентация по данному докладу находится в каталоге файлов) - консультации для воспитателей и родителей - Каталог статей - Воспитание, образование, развлечения.
 
Вторник
06.12.2016
17:07
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПОТАПОВОЙ ОЛЬГОЙ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
документация, правовое обеспечение [12]
Конспекты занятий в ДОУ [22]
консультации для воспитателей и родителей [16]

На правах рекламы




Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » консультации для воспитателей и родителей

Предпосылки формирования учебной мотивации у старших дошкольников. (презентация по данному докладу находится в каталоге файлов)

Предпосылки формирования  учебной мотивации у старших дошкольников.

(презентация по данному докладу находится в каталоге файлов)

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности

 (А.Н. Леонтьев).

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Следует отметить, что познавательная мотивация складывается и первоначально существует во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить: познавательный интерес, познавательную деятельность, творчество (креативность), познавательную активность, любознательность.

Исследования  показывают, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей в ситуациях совместного действия со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. Однако,  сверстники  и взрослый по-разному влияют на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...

Предпосылками возникновения мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности.

Как же развить любознательность и умственную активность, дошкольников, как помочь формированию учебной мотивации?

Формирование этих качеств непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, вплетаясь в практическую деятельность. На занятиях в детском саду происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера. На фронтальных и подгрупповых занятиях используется интегрированный подход, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Не менее важное условие успешности учения заключается в достаточной произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию мотивов учения. Произвольность поведения складывается, прежде всего, в игре, которая способствует переводу требований взрослого в потребность самого ребенка. Ребенок в игре учится подчиняться определенным правилам.

Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

• специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

• «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

• перенесение акцентов на поисковую деятельность;

• свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

• общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

• введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития учебной мотивации дошкольников:

а) использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

б) создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;

в) моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;

г) широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.


Категория: консультации для воспитателей и родителей | Добавил: Olga (20.04.2013)
Просмотров: 1932 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Хорошая. нужная Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Игровой портал
  • Инструкции для uCoz
  • Текстильный мир (магазин постельного белья и не только)
  • < Журнал Монтессори клуб Ольгаольга на сервере Стихи.ру


    Ольга Потапова 2016
    Сайт создан в системе uCoz