Развитие психофизических качеств дошкольников. - консультации для воспитателей и родителей - Каталог статей - Воспитание, образование, развлечения.
 
Вторник
06.12.2016
17:06
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ПОТАПОВОЙ ОЛЬГОЙ
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
документация, правовое обеспечение [12]
Конспекты занятий в ДОУ [22]
консультации для воспитателей и родителей [16]

На правах рекламы




Время жизни сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » консультации для воспитателей и родителей

Развитие психофизических качеств дошкольников.
Развитие психофизических качеств дошкольников.

«Здоровье – это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения. 

 Человеку необходима культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства, а физическая культура – важная составляющая культуры здоровья, главный фактор становления и сохранения здоровья. Что же такое – физическая культура?
1.     Двигательная активность.
2.     Питание. Главная функция – обеспечение организма энергией  для поддержания температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста.
3.     Благоприятная внешняя среда.
4.     Соблюдение правил здорового быта, гигиены жилья, личная гигиена.
5.     Благоприятная обстановка в доме.
6.     Иммунитет – большую роль играет закаливание. Тепличные и стерильные условия не могут научить организм защищаться от болезней. 7.     Отсутствие вредных привычек.
 Ребёнок с детства и на всю жизнь должен усвоить: никотин, алкоголь, наркотики –всё вместе и каждое  из этих веществ – страшный яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему. Всё это и есть физическая культура.  Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ  необходимы следующие условия:
1.     Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы.
2.     Использование современных методов и приёмов обучения.
3.     Индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его уровень развития.
4.     Соблюдение двигательного режима.
5.     Проведение мероприятий по оздоровлению ослабленных детей.
Здоровые дети старшего дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость. Нормальное развитие ребёнка, а следовательно и его здоровье, в большей мере зависит от соблюдения всех условий для сохранения и укрепления здоровья. Для успешного развития  движения жизненно необходимы. Когда же наступает пора учиться разным движениям? Для освоения каждого умения есть свое время. Физиологи называют это время сенситивным, т.е. наиболее чувствительным к внешним воздействиям. В ходе возрастного развития периоды становления и развития органов и их систем чередуются с периодами их количественного роста. Физическому воспитанию отведено одно из ведущих мест в системе воспитания и обучения дошкольников. Физическая культура является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщая его к здоровому образу жизни. Дошкольники характеризуются большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма. Формирование и рост всех отделов грудной клетки к 6-ти годам ещё не закончено, эти структуры остаются подвержены деформирующим воздействиям. У дошкольников относительно слабо развиты связки сухожилия, мелкие мышцы кисти рук, сила мышц у них невелика и увеличивается только после 4-х лет. Все особенности должны учитываться при определении интенсивности и характера физических нагрузок. Наиболее интенсивное развитие многих физиологических систем организма, в том числе и моторной сферы, происходит у дошкольников в возрасте 5-7 лет: заметно изменяется форма грудной клетки, завершается процесс её формирования и окостенения, и тд. Это означает, что к старшему дошкольному возрасту физическая нагрузка может быть более разнообразной по содержанию и характеру упражнений, хотя сохраняется принцип соблюдения строгой регламентации объёма и интенсивности физических нагрузок, ограничивается также и выполнение некоторых сложных упражнений. Все этапы развития организма ребенка строго заданы наследственной программой, а происходящие при этом количественные изменения сильно зависят от внешних условий, одним из которых может быть физическое воспитание. Механизм управления движениями очень сложен и связан с созреванием нервных центров, от которых зависит координация движений. Если системы организма, задействованные в каком-либо движении, уже созрели и готовы к работе, то самое время учиться этому движению. Выносливость – важнейшее двигательное качество. Выносливость часто отожествляют со здоровьем, потому что в длительной физической работе усиленно трудятся многие системы организма: активизируется система дыхания – легким нужно много воздуха, чтобы забрать из него больше кислорода, передать его в кровь и вместе с глюкозой донести до работающих мышц. Но кровь к ним нужно перекачивать, а это требует усиленной работы сердечного насоса. Чтобы кровь быстрее двигалась и попадала в мышцы, расширяются сосуды, которые в спокойном состоянии не используются. Кровь в сердечно – сосудистую систему должна усиленно поставляться из селезёнки, печени. Для такой напряженной одновременной работы разных органов и систем нужны надежное управление и система связи, чтобы все биологические сигналы поступали по нервам именно в те мышцы и нервные волокна, которые перемещают руки, ноги, туловище. Независимо от того, сознательно или несознательно двигается наше тело, такое управление происходит автоматически, мгновенно просчитывая все варианты и в каждом случае выбирая из них самый оптимальный. При физической тренировке органы и системы учатся работать слаженно и синхронно, совершенствуется нервная регуляция всего организма, его умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. А это и есть самое главное условие крепкого здоровья. Чем дольше человек может выполнять какую – либо работу, не уставая и не снижая её качества, тем он более выносливый, а часто говорят – здоровый. Ещё одно важнейшее физическое качество – сила. Сильного человека видно сразу: у него большие мышцы. Чем мышцы толще, тем они сильнее. Поднимая груз, мышцы быстро и дружно сокращаются, укорачиваясь в длину и утолщаясь. При этом они сдавливают сосуды, и кровь, несущая кислород и глюкозу, по ним не поступает. Да и не успеют дыхание и сердечнососудистая система так быстро выработать и доставить большое количество энергии. Запас этот пополнить можно только после окончания работы, когда восстановится нормальный ток крови. Другое дело – быстрота. Организму приходится работать в другом режиме: быстро чередовать сокращения и расслабления одних и тех же мышц. За время расслабления нужно успеть восстановить запас энергии, для чего нужны и хорошее управление и достаточный запас креатинфосфата (это вещество богатое энергией) и ферментов для быстрого восполнения креатинфосфата. Почему же у разных людей неодинаковые физические возможности? Совокупность особенностей строения тела и внутренних органов, настройки нервных регуляторных процессов, гормонального профиля, темперамента и других свойств, обусловленных наследственностью и составляющих его индивидуальность, называется конституцией человека. Конституция же, в свою очередь,  определяет многие стороны поведения человека, его  реакции на физические, умственные и иные нагрузки, риск заболеваний, особенности характера и многое другое. Доказано, что в норме сочетания этих свойств не бывают случайными, а складываются в определённые типы. Конечно, представители одного типа отличаются множеством индивидуальных черт, но то общее, что их объединяет, является природной основой здоровья, склонностей и задатков, а стало быть, и успехов в жизни и деятельности.  Существует три типа конституции, и в зависимости от пропорций тела каждого человека можно отнести к одному из них. Типичные особенности формируются ещё в ранний период внутриутробного развития ребёнка. Самые выносливые люди – представители торакального (грудного) типа телосложения: легкие у них больше, а мышцы, относительно небольшие по объёму, состоят преимущественно из тонких красных волокон. Продольные размеры тела преобладают над поперечными. Подкожного жира мало. Кости могут быть достаточно широкими, но при этом относительно длинными. Грудная клетка – цилиндрической формы, сильно развита, особенно в продольном направлении. Плечи могут быть относительно широкими, иногда покатыми. Угол между нижними рёбрами – острый. Самые сильные люди – представители дигестивного (брахиморфного) типа телосложения. Такие люди обладают широкой бочкообразной грудной клеткой с относительно большими внутренними органами, круглыми толстыми мышцами, мощным скелетом, способным поддерживать эту довольно тяжёлую конструкцию. Руки – более длинные по сравнению с ногами. Поперечные размеры тела преобладают над продольными. Мускулатура развита достаточно, но её рельеф не выражен, так как обычно скрыт под значительным слоем подкожного жира. Кости широкие и относительно короткие. Плечи обычно широкие и прямые. Угол между нижними рёбрами – тупой. Самые быстрые и спортивные люди – представители мышечного телосложения, очень пропорционально сложенные и двигательно одарённые. Им легче всех удаются разнообразные физические упражнения, недаром этот тип ещё называют атлетическим. Продольные и поперечные размеры их тела находятся в наилучшей пропорции. Мускулатура сильно развита, её рельеф отчетливо выражен.Подкожный жир имеется в умеренных количествах. Кости – широкие, относительно недлинные. Грудная клетка – трапециевидная, расширяющаяся книзу. Плечи – широкие, чаще прямые. Угол между нижними рёбрами – прямой. Большинство людей занимают промежуточное положение между двумя соседними типами телосложения. Двигательная активность в саду складывается организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старших группах и некоторых спортивных игр: бадминтона, баскетбола, хоккея на траве и других. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи, формируется потребность ребёнка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой. Физкультура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объём и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма. Для эффективного решения поставленных задач физического воспитания  детей предпочтение следует отдавать тем методам, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм ребёнка, способствуют закаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимациии двигательной активности. По данным профессора А.Г.Сухарева, гигиенической нормой двигательной активности детей дошкольного возраста считают такой её уровень, который полностью удовлетворяет биологическую потребность организма в движении, способствует укреплению здоровья и благоприятствует дальнейшему развитию. Оптимальный уровень находится на верхней границе возможностей организма, сниженный может квалифицироваться  двигательная активность, при которой объём физических нагрузок не превышает 50% по отношению к возрастной потребности дошкольника; повышенная двигательная активность отмечается при увеличении её возрастной потребности на 10-30%. Физические занятия, как и другие виды детской деятельности в ДОУ, должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключить возможность перегрузки детей или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечнососудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Физиологи отмечают, что надёжность этих физиологических систем, особенно сердечнососудистой, к старшему возрасту хотя и повышается, а регуляция кровообращения со стороны ЦНС становится более эффективной, дети всё ещё остаются достаточно уязвимыми при неадекватных воздействиях в процессе деятельности (М.М.Кольцова, И.К.Семёнова, Д.А.Фарбер). Функциональные, характеризующие деятельность сердечнососудистой системы, показатели – ЧСС (частота сердечных сокращений), кровяное артериальное давление, - служат основополагающими критериями регламентации динамических и статических нагрузок для детей. Дошкольное детство характеризуется более высоким темпом роста (по сравнению с ранним возрастом). Дошкольники могут более чётко выполнять упражнения, требующие развития координации движений, овладевают навыками бега, прыжков, у них достаточно интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат  в целом. В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функций двигательного анализатора В ЦНС и высших психических функций в их физическом и двигательном совершенствовании всё большую роль играет целенаправленные действия педагогов. Развитие двигательной сферы дошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических систем организма и главным образом ЦНС. Для формирования двигательной активности  и всех видов движений, доступных детям, огромное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Совершенствование двигательных навыков и способностей происходит у детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев и другие). Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна опираться на знание возрастно-половых особенностей и возможностей организма, закономерностей развития двигательных функций, особенностей биологического и психологического возраста дошкольника. Всё это должно быть основой выбора адекватных для детей средств и методов физического воспитания, форм организации занятий физической культурой, самостоятельной двигательной деятельности детей. Период бодрствования складывается из многих видов деятельности: занятия, труд, развлечения, самостоятельная или организованная игровая деятельность. Игра создаёт условия для формирования нравственных качеств, приучает к самостоятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой. В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи: формируются и совершенствуются многие умения и навыки, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире. Организовывая игры дошкольников необходимо учитывать не только межличностные отношения детей, но и уровень активности, инициативы каждого ребёнка. Это способствует полноценной игре всех участников, повысит активность робких детей. Рациональная организация игры важный и ответственный момент в деятельности дошкольника. Исключительно важную роль в повышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культуры выполняют занятия, организованные на воздухе. Для полноценной двигательной деятельности детей на участке ДОУ должен быть комплекс оборудования, состоящий из физкультурных пособий и инвентаря; площадка для проведения спортивных игр: минифутбол, волейбол, настольный теннис и многих других., способствующих развитию скоростно-силовых качеств (бег на разные дистанции, прыжки и тд). Оборудование, инвентарь и площадка для спортивных игр должны использоваться всеми возрастными группами. Всё это способствует совершенствованию физическому развития детей, повышает тренированность организма, его защитные механизмы и сопротивление вредным воздействиям среды.   Заключение   Рациональная физическая нагрузка является для дошкольника мощным средством развития психофизических качеств и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватным возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребёнку и осуществлению всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.   
ЛИТЕРАТУРА 1.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей  в дошкольных учреждениях. Издательство М: «Мозаика – Синтез» 2005г. 2.    Журнал «Ребёнок в детском саду» №2/2007г. 3.    Зайцева В.В. «Зачем учиться физической культуре». Москва, Издательский центр «Вентана – Граф» 2002г. 4.    Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва, Издательство «Мозаика – Синтез» 2005г.                          











Категория: консультации для воспитателей и родителей | Добавил: Olga (08.05.2011)
Просмотров: 7623 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Игровой портал
  • Инструкции для uCoz
  • Текстильный мир (магазин постельного белья и не только)
  • < Журнал Монтессори клуб Ольгаольга на сервере Стихи.ру


    Ольга Потапова 2016
    Сайт создан в системе uCoz